Момент Федерико Кьезы в "Ливерпуле" становится все ближе в плане пациентов Слота
Энди Робертсон помнит, как его вырвало, когда он впервые делал лактационный тест. Ему было 23 года, он только что перешел из «Халла» и считал себя в неплохой форме. До тех пор, пока его не заставили впервые пройти садистскую предсезонную тренировку Юргена Клоппа.
По сути, вы делаете круги по тренировочному полю. Необходимый темп постепенно ускоряется, как в бип-тесте. Однако, в отличие от теста, через регулярные промежутки времени к вам будет подходить медицинский персонал Клоппа, прокалывать ухо и - фу - брать из него образец крови. Высокий уровень лактата указывает на усталость; слишком высокий - и вам конец. Очень скоро Робертсон почувствовал тошноту. У него начались рвотные позывы. Вскоре последовала полная разрядка. Возможно, вас не удивит тот факт, что Джеймс Милнер побеждал в лактационном тесте в Мелвуде восемь лет подряд.
Лактатный тест ушел вместе с Клоппом, но прошлым летом сменивший немца Арне Слот и его физический гуру Рубен Пеетерс заменили его на нечто менее навязчивое, но столь же изнурительное: шестиминутный беговой тест. Шесть минут бега на полной скорости по полям, в палящую жару, без перерывов. «Выложитесь на все сто за эти шесть минут», - приказывает Слот. На этой предсезонке 32-летний Мохамед Салах уничтожил всех желающих.
Ежегодная оргия летних страданий «Ливерпуля» - сначала при Клоппе, а теперь при Слоте - уже давно приобрела квазимифический статус. «Предсезонка везде тяжелая, но у меня никогда в жизни не было трех тренировок в день», - сокрушался Доминик Собошлай по поводу своего первого издевательства после перехода из „РБ Лейпциг“. И, конечно, как понимали оба тренера, в этом физическом издевательстве всегда было нечто большее, чем просто измерение уровня VO2.
Ведь именно такие моменты - задолго до начала сезона и вне поля зрения общественности - закаляют характер. Они скрепляют команды. Не случайно Слот заставляет своих игроков выполнять шестиминутное испытание в группах, а не индивидуально. Что-то в совместной агонии сближает их. Это ад, но мы в аду вместе. Когда истекают последние секунды шестиминутки, подопечные Слота падают на газон в полном изнеможении, но при этом испытывают нечто вроде эйфории: эмоциональную связь, которая будет поддерживать их на протяжении долгих зимних месяцев.
Как бы то ни было, Федерико Кьеза все это пропустил. Это не его вина. Он подписал контракт с «Ювентусом» за 10 миллионов фунтов стерлингов в самом конце августовского окна, пропустил начало сезона, пропустил товарищеское турне, сближающие сессии, карточные игры в самолете, визит к ступеням Рокки в Филадельфии. Он пропустил тактические учения, шанс найти свое место в системе. И, конечно же, он пропустил шестиминутный тест на бег.
Даже в профессии, одержимой мелкими деталями, Слот, кажется, задерживается на этих вещах дольше, чем большинство других: химия, построение команды, умение мыслить коллективно. Одним из первых его шагов на посту менеджера «Ливерпуля» стало введение обязательного командного завтрака. При Клоппе собрания команды проводятся почти ежедневно, а не еженедельно.
На прошлой неделе Слота спросили, как его команде удается совершенствоваться по ходу сезона после впечатляющего старта. «Чем больше встреч, чем больше тренировок, тем лучше они знают, чего им следует ожидать друг от друга», - ответил Слот.
И, конечно, когда ваша команда на шесть очков оторвалась в Премьер-лиге, а ваш личный бренд безупречен, вы можете говорить практически все, что захотите. Представьте, сколько было бы насмешек, если бы, скажем, Гари О'Нил заявил, что секрет успеха на футбольном поле заключается в проведении как можно большего количества командных встреч.
Но когда вы побеждаете, каждое ваше предложение - золотой самородок мудрости, каждое решение - гениальный ход, даже случайные решения, даже те, которые на самом деле решениями не являются. Райан Гравенберх в полузащите: откровение, мастерский ход, и давайте не будем слишком сильно зацикливаться на том, что «Ливерпуль» провел большую часть лета, пытаясь улучшить его до Мартина Зубименди.
В эту же категорию можно отнести и Кьезу. На протяжении большей части сезона единственное приобретение «Ливерпуля» в первое трансферное окно Слота выглядело предопределенным для того, чтобы присоединиться к длинному списку - Альберто Аквилани, Фабио Борини, Марио Балотелли, Андреа Доссена - итальянских игроков, которые загадочным образом так и не смогли закрепиться в «Ливерпуле». В премьер-лиге он сыграл всего 25 минут, выйдя на замену в трех матчах.
Естественно, в январе к нему проявляла интерес Саудовская профессиональная лига, ходили досужие разговоры о переходе в аренду. Итальянские газеты печатали плаксивые статьи, сетуя на его судьбу. Фанаты «Ювентуса» под его постами в Instagram умоляют его вернуться домой. Тренер сборной Лучано Спаллетти призвал его вернуться в Серию А - немного зловеще - «чтобы я мог наблюдать за ним».
На первый взгляд, длительное отсутствие Кьезы выглядит немного странно - даже если принять во внимание отсутствие предсезонки и блестящую форму Салаха на его излюбленной позиции правого фланга. Да, осенью у него были травмы, но в основном он все равно был доступен. Да, «Ливерпуль» играет великолепно, но четыре соревнования дают много возможностей для ротации. Да, он вступил в кампанию недостаточно подготовленным. Но прошло уже более пяти месяцев, а он все еще не попадает в состав. Сколько же предсезонки еще нужно этому парню?
Ответ, как ни странно, кроется на поле. В лиге, где доминирующей тактической нотой все чаще становится некий буйный хаос, «Ливерпуль» Слота играет в сложный, изысканный пасовый футбол: сложные отрепетированные комбинации, движения, отточенные до мелочей, деревья решений за деревьями решений.
Именно для этого проводились все встречи. Именно поэтому Слот так скрупулезно планировал первые недели. Потому что это не тот футбол, где можно просто подключиться и играть. Конечно, так часто происходило и при Клоппе: Собошлай и Алексис Мак Аллистер прибыли в начале лета и довольно легко влились в команду. Грейвенберч и Коди Гакпо, которые были подписаны в середине сезона, потребовались месяцы, чтобы начать действовать. Чем меньше говорят об Артуре Мело, тем лучше.
Замерев на месте Тьяго Мотты в «Ювентусе», а теперь прибыв в Мелвуд без тренировочного блока за плечами, Кьеза оказался, как выразился Слот, «оставленным позади». Переход из Серии А в Премьер-лигу также создал свои проблемы. И по мере того как шли месяцы, можно было рассматривать подписание Кьезы как своего рода неуместный оппортунизм, сделку ради сделки, футбольный эквивалент тех готовых блюд с желтой наклейкой в супермаркете. Оно вам не очень-то и нужно. Но как можно ошибиться с рендангом из говядины за 39 пенсов?
При всех его неудачах, это все еще игрок со значительным потенциалом: энергичность и чутье, резкое ускорение, способность выводить защитников из игры. Как сказал Спаллетти: «Не так много игроков, которые способны смотреть вам в глаза и прорываться сквозь защитные линии один на один». И - шепотом - в последние недели Кьеза демонстрирует дразнящие проблески того игрока, который зажег Евро-2020.
Свой первый гол он забил со скамейки запасных в матче против «Аккрингтон Стэнли» в третьем раунде Кубка Англии. Затем последовали полные 90 минут против ПСВ в Лиге чемпионов, поражение 3:2, из которого он все равно вышел с большой заслугой, создав оба гола для Гакпо и Харви Эллиотта. Это были его первые полные 90 минут после Евро-2024. Поездка в Плимут в воскресенье днем должна предоставить еще одну возможность для минут.
И несмотря на все это, несмотря на то, что Кьеза почти не выходил на футбольное поле, он тихо очаровывает болельщиков. Ему помогает то, что он явно рад быть здесь, уже свободно говорит по-английски, совершенно очарован аурой «Ливерпуля», ревом «Анфилда», возможностью покорить самую большую вершину в спорте. Помогает и то, что он избежал искушения дуться или размышлять, был счастлив ждать своих шансов и улыбаться через разочарование.
Теперь, возможно, момент Кьезы близок. Во второй половине сезона «Ливерпулю» придется выложиться по полной. Осталось 28 матчей, и Салах не сможет сыграть во всех, да и никто не сможет. Возможно, Кьеза не станет постоянным игроком основного состава, возможно, он не будет наследником Салаха, но он точно будет нужен: возможно, как замена, возможно, как слесарь против команд из низших дивизионов, возможно, даже как современный Дивок Ориги, человек, который просто забьет памятный гол, когда это потребуется.
Возможно, определяющей темой пребывания Слота в «Ливерпуле» до сих пор было терпение: терпение при игре с мячом, терпение со стороны болельщиков и руководства клуба, терпение, необходимое для того, чтобы смотреть в глаза рекордного 20-го чемпионского титула и не вырывать его. Терпение, необходимое для того, чтобы летом подписать только одного игрока, не брать его в команду в течение пяти месяцев, чтобы он мог совершить челночные пробежки, а затем выпустить его свежим в стартовом составе. Продуманная стратегия или просто удачное стечение обстоятельств? Когда вы находитесь в положении «Ливерпуля», это вряд ли имеет значение.